Закон о бухучете менять не придется
24 Декабря 2012
Декабрь уж на дворе, зима. А в Государственной Думе РФ – горячая пора. Народные избранники не покладая рук готовят законодательные новогодние подарки предпринимателям и бухгалтерам. Украшают красивыми мотивировками и тезисами. О том, чем нас еще могут успеть осчастливить (в прямом и переносном смысле, в кавычках и без) парламентарии до конца года, рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Штогрин.
«Московский бухгалтер» («МБ»): Сергей Иванович, сколько налоговых законопроектов находится на рассмотрении нижней палаты парламента на данный момент и какова вероятность их утверждения до окончания осенней сессии?
С. Ш.: В Госдуме сейчас находится несколько сотен проектов законов по налогам. До конца года будет принято около 7 законопроектов. На последнем заседании нам удалось обсудить 5 проектов законов и принять их во втором, решающем чтении.
«МБ»: Можно подробнее, о чем идет речь?
С. Ш.: Ну, например, до Нового года будет принят законопроект, освобождающий от налога на добавленную стоимость культурные ценности, ввозимые на территорию Российской Федерации.
Надеюсь, что будет также утвержден подготовленный мною закон о совершенствовании порядка предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов.
«МБ»: В чем его суть вкратце?
С. Ш.: Применение социальных вычетов планируется распространить на услуги (по здравоохранению), оказываемые не только организациями, но и индивидуальными предпринимателями. Разумеется, такие ИП должны располагать соответствующими лицензиями. Данное изменение соответствует выводам, содержащимся в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 14.12.2004 года № 447-О.
«МБ»: Это по соцвычетам… А по имущественным?
С. Ш.: Планируется изменить практику применения имущественного вычета на строительство или приобретение жилья. Сегодня, как известно, имущественный вычет «привязан» к объекту. Если вы построили дом за 1 миллион рублей, подали декларацию и получили вычет в 130 тысяч, то второй раз права на вычет вы уже не имеете, хотя «неизрасходованный» миллион у вас еще остался.
«МБ»: «Отвязать» предлагаете?
С. Ш.: Именно. И «привязать» вычет не к объекту, а к конкретному налогоплательщику. Ввести, таким образом, своеобразную накопительную систему, действующую в течение жизни. Пока налогоплательщик не использует всю сумму в 2 миллиона рублей, у него сохраняется право на обращение за вычетом. То есть налоговые вычеты при приобретении жилой недвижимости можно будет получить по нескольким объектам, а не по одному, как это сегодня предусмотрено. Думаю, это справедливо.
Будет установлен исчерпывающий перечень расходов, по которым налогоплательщик имеет право на вычет: приобретение земли, стройматериалов, ремонт и так далее.
Что касается вычета на компенсацию процентов по кредиту на приобретение жилья или улучшение жилищных условий, то в результате долгих споров с Минфином планируется установить его лимит на уровне в 1,5 миллиона рублей.
«МБ»: Расскажите, пожалуйста, о ключевых изменениях, вступающих в силу уже в следующем году. Все ли из них улучшат жизнь налогоплательщиков?
С. Ш.: Если говорить о «радикальных» законопроектах, то стоит назвать сохранение системы единого налога на вмененный доход. Более того, мы сделали этот налог добровольным, по выбору. Для малого бизнеса это большой плюс.
Мы убрали все одиозные вещи, связанные с НДФЛ. К примеру, освободили от него региональный материнский капитал, жилье, которое передается бесплатно учителям и врачам в сельской местности, выплаты медицинскому персоналу из Фонда обязательного медицинского страхования. Вообще в этом году решения, принятые Государственной Думой в сфере налогового законодательства, в большинстве своем были сделаны именно в интересах налогоплательщиков.
Что касается крупного бизнеса, то по нему серьезных решений, за исключением одного, принято не было. На одном из последних заседаний была одобрена формула расчета вывозной таможенной пошлины по сырой нефти и нефтепродуктам. Я считаю это позитивным решением, что называется, с перспективой на будущее. Принятие этой формулы — понятной и прозрачной даст возможность налогоплательщику самостоятельно посчитать, сколько он будет платить.
«МБ»: Какой проект вызвал наиболее активные обсуждения?
С. Ш.: Самые бурные обсуждения вызвал закон об отмене льгот по налогу на имущество для естественных монополий. Я считаю, что последствия его принятия непредсказуемы: до конца так и не удалось просчитать, насколько увеличатся доходы и расходы субъектов федерации и как изменятся тарифы естественных монополий.
«МБ»: Закон о бухучете был принят в 2011 году, но вступит в силу только с 1 января 2013 года. Все ли лично вас в нем устраивает или есть какие-то спорные моменты?
С. Ш.: Работа над проектом этого закона шла достаточно долго, только на внесение корректировок ушел почти год. Как мне кажется, были внесены адекватные поправки, учитывающие международные стандарты финансовой отчетности. В принципе они-то нас и заставили поменять законодательство. Документ вводили спокойно и методично, поэтому по нему и нет никаких проблем.
В отличие, например, от введенного в спешке в прошлом году закона о консолидированной группе налогоплательщиков, от которого сейчас у всех «чахотка».
Что касается разницы в сроке принятия законопроекта о бухучете и вступления его в законную силу, это было сделано не просто так. Такой разрыв был установлен, чтобы избежать сбоев в бухгалтерских отчетностях и, как следствие, недоимок, пеней и штрафов при проведении проверок. Чтобы наши бухгалтеры могли его хорошо прочитать, разобраться в нем и руководствоваться им с пониманием дела.
«МБ»: Как вы относитесь к внесенным недавно в Госдуму правительственным поправкам, разрешающим вносить поправки в Налоговый кодекс, приводящие к изменению доходов бюджета, чуть ли не до боя курантов, а не до октября?
С. Ш.: Я выступал по этому вопросу. Наша фракция КПРФ голосовала против этого законопроекта. Поправки, важные для бюджета, нужно вносить весной. А те проекты законов, которые связаны с улучшением положения налогоплательщиков и не влияют на бюджет, — можно, конечно, принимать и осенью.
«МБ»: Предприниматели, если можно так сказать, обеспокоены судьбой законопроекта № 16703-6 «О внесении изменений в статью 258 части второй Налогового кодекса РФ». Он касается вопроса восстановления в доходах суммы расходов на капитальные вложения…
С. Ш.: Беспокоиться не следует. Этот закон будет принят до конца года, все поправки в него внесены. В нем идет речь о восстановлении в доходах так называемой амортизационной премии. В случае реализации ОС, стоящих на учете менее 5 лет, взаимозависимым лицам амортизационную премию придется восстанавливать. А если ОС продавались не взаимозависимым лицам и (или) находятся на учете более 5 лет с момента введения их в эксплуатацию, то восстанавливать ничего не нужно. Эта мера направлена на устранение препятствий для осуществления инновационной и инвестиционной деятельности, и в целом закон позитивен для коммерческих компаний.
Но есть в нем и норма, которая воспринимается некоторыми как ложка дегтя. Речь идет об отмене коэффициента 2 к основной норме амортизации ОС, работающих в условиях агрессивной среды или повышенной сменности. Да, иногда этой нормой злоупотребляют, применяя и в отношении основных средств, не используемых в опасных условиях производства, но находящихся на территории опасного производственного объекта согласно проектной документации. Но полная отмена может иметь негативные последствия для обновления основных фондов, работающих в тяжелых условиях (нефтехимической, газовой отрасли). Считаю, что такую льготу следовало бы сохранить для узкого круга объектов. Единственное, что нам удалось сделать, – отсрочить вступление в силу данной нормы до 1 января 2014 года.
«МБ»: Сейчас много чего слышно как по поводу увеличения пенсионных взносов для индивидуальных предпринимателей, так и о введении для них некоего льготного порядка. Что происходит на самом деле?
С. Ш.: Со следующего года Правительство РФ решило увеличить фиксированный платеж для самозанятого населения в 2,5 раза, а с 2015 года — в 3 раза. Если учесть рост минимального размера оплаты труда, то к 2015 году фиксированный платеж будет составлять более 50 тысяч рублей в год (сейчас он установлен законодательством в размере 17 200 рублей). Проанализировав доходы ИП, мы выяснили, что у большинства они не превышают 100 тысяч рублей. То есть если у человека есть 50 тысяч рублей, он что, должен отдать их государству? Это притом что пенсия не зависит от того, сколько ты платишь. Считаю, что данная инициатива приведет лишь к тому, что одна половина предпринимателей бросит свой бизнес, а другая — уйдет в тень.
Сегодня в нашей стране около 4 миллионов индивидуальных предпринимателей, которые относятся к категории самозанятого населения. Это люди, которые задействованы в сфере услуг, — таксисты, парикмахеры, швеи, полотеры, а также те, кто работает в системе прямых продаж (на УСН).
40% самозанятого населения – пенсионеры, и их пенсии уже сформировались. Взносы никакого влияния на их пенсию уже не оказывают. А 50% — люди, для которых этот бизнес является второй занятостью и их пенсионные права формирует работодатель. Грузить их дополнительными налогами смысла нет.
«МБ»: И что в связи с этим предлагаете вы?
С. Ш.: Выступая на парламентских слушаниях, я предложил формулу, по которой взносы для самозанятого населения устанавливаются в размере 6%.
В случае если 6% от дохода будут превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), ИП будут платить трехкратный размер МРОТ. Если же доход будет ниже, то размер взносов составит 6 % от доходов. В ситуации, когда ИП получает мизерный доход, ему будет разрешено оплатить один минимальный размер оплаты труда.
Эту поправку поддержали депутаты всех четырех фракций. Сейчас мы над ней работаем, и надеюсь, что до конца года она будет принята и начнет действовать с января следующего года.
«МБ»: Директоров фирм, где наблюдаются проблемы с прибылью, и сейчас «песочат» на «убыточных» комиссиях. А в Москве вообще собираются ввести некий «страховочный» фиксированный авансовый платеж по налогу на прибыль или по УСН, который, если по окончании года прибыли не будет, останется в бюджете. Его уже окрестили «налогом на убыток»…
С. Ш.: Думаю, что вещи, связанные с фиксированными платежами, имеют право на жизнь лишь в переходный период, когда казна совсем пустая и необходимо собрать со всех деньги.
По моему мнению, действующая система сбора налога на прибыль по реальному результату вполне справедлива. Считаю правильным, что в главе 25 НК РФ предусмотрена возможность переноса убытков на будущие периоды. Ведь бывает так, что бизнес попадает в тяжелую ситуацию и ему нужно дать шанс — на определенное время облегчить налоговое бремя.
«МБ: Еще одно обсуждаемое предложение – ввести в столице «налог на удовольствия» — фиксированный дополнительный сбор для всех «досуговых» учреждений, начиная с ресторанов, ночных клубов и кинотеатров до бань и музеев… Как вы считаете, это возможно?
С. Ш.: Нет, это абсолютно нереально. В первой части Налогового кодекса сказано, что налоги должны быть экономически обоснованны. Какое экономическое обоснование есть у «налога на удовольствие» – «нам хочется с вас взять»? Так вот «хочется» — это не экономическая категория.
«МБ»: Есть ли у вас еще какие-то идеи по части совершенствования Налогового кодекса, которые пока не находят поддержки?
С. Ш.: Кроме того, что я сторонник введения прогрессивной шкалы НДФЛ, я выступаю за отмену транспортного налога. В условиях, когда есть акцизы на нефтепродукты, акцизы на продажу автомобилей, утилизационный сбор, платить транспортный налог — уже излишество. В следующем году я буду проводить эту идею. Думаю, что найду поддержку среди многих депутатов, а вот в правительстве и субъектах Федерации — не факт.
«МБ»: Хотелось бы узнать ваше мнение о новации не из разряда налоговых, но которая скажется на очень многих россиянах вообще и предпринимателях, в частности… Речь идет о минздравовском «антитабачном законе», разрешающем продавать сигареты только крупным торговым сетям. Владельцы мелких киосков по всей России будут вынуждены свернуть бизнес, тысячи продавцов потеряют работу… Адекватная «жертва» для пропаганды здорового образа жизни?
С. Ш.: Это предложение из разряда одиозных. Складывается ощущение, что люди, которые продвигают данный проект, дальше Москвы никуда не выезжали. Сначала нужно поездить по стране, понять, как живут люди, какие у них нужды, а уже потом вносить предложения. В качестве примера возьмем поселок Охотский Хабаровского края. Попробуйте найти там хоть один супермаркет! Уверяю вас: не найдете. И что, людям теперь в Москву за сигаретами лететь?
Политик должен предвидеть последствия принимаемых им решений — экономические, социальные и демографические. Он тем и отличается от простого гражданина.
Я бы поддержал инициативу, если бы половина акцизных сборов от производства сигарет направлялась на пропаганду здорового образа жизни, строительство и содержание спортивных объектов. Но этого не происходит.
Авторам законопроекта следовало бы пойти именно по этому пути, но не предлагать повысить табачные акцизы в десятки раз. Я думаю, что данное предложение не будет принято. Потому что акциз — это налог, и он должен быть экономически обоснован.
Можно устроить в России бардак с производством и реализацией табачной продукции, но курить от этого меньше не станут.
«МБ»: Если можно, подобие блиц-опроса. Прокомментируйте, пожалуйста, несколько предложений бизнес-сообщества. Первое – предоставить предприятиям легкой промышленности трехгодичные «каникулы» по налогу на прибыль при условии, что сэкономленные средства будут направляться на модернизацию и обновление основных фондов.
С. Ш.: Лично я эту идею поддерживаю. Но, насколько я знаю, Правительство РФ — к сожалению, нет.
«МБ»: Второе – введение прямой инвестиционной льготы…
С. Ш.: Проекты по этой теме рассматривались на заседаниях Госдумы неоднократно, и каждый раз депутаты от партии «Единая Россия» ее отклоняют.
В том числе было отвергнуто и мое предложение о том, чтобы хотя бы 25% налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, направляемой на обновление основных фондов и модернизацию производства, можно было бы освободить от налога на прибыль.
Правда, по поручению президента была внесена поправка, в соответствии с которой движимое имущество, вводимое в эксплуатацию с 1 января 2013 года, освобождается от налога на имущество организаций на 5 лет.
«МБ»: По аналогии с западными странами предлагается ввести в России институт предварительных заключений. Это когда компания обращается в налоговую службу с просьбой заранее дать оценку налоговым последствиям запланированной сделки или реорганизационной процедуре, что в дальнейшем освобождает от претензий.
С. Ш.: Нашей налоговой службе следует, конечно, перенимать наиболее прогрессивные идеи. Вопрос только в том, есть ли соответствующие специалисты. Возможно, в этом направлении и нужно двигаться, но не сейчас.
«МБ»: Что бы вы хотели пожелать в новом году нашим бухгалтерам – людям, которым приходится работать по правилам, утверждаемым вами и вашими коллегами?
С. Ш.: Хочу поздравить всех читателей с Новым годом и пожелать счастья, здоровья и успешного бизнеса, разумеется.
Беседовала Екатерина Петрова
Источник: http://www.buhgalteria.ru
Возврат к списку