Нормами налогового законодательства определено, что налоговый орган вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента в банках и налагать арест на их имущество (подп. 5 п. 1 ст. 76 Налогового кодекса). Основаниями для блокировки счета могут быть, например, неуплата налогов или несвоевременное представление налоговой декларации. В зависимости от причины блокировки будет отличаться и порядок разблокировки счета. Так, например, в первом случае разблокировать счет можно только погасив долг.
Для разблокировки счета не обязательно посещать налоговую инспекцию. Если у организации или ИП есть личный кабинет налогоплательщика, то в нем можно направить обращение об отмене приостановления операций по счетам. К обращению необходимо приложить все платежки, которые подтверждают погашение долгов.
В случае, если операции по счету были приостановлены из-за непредставленной вовремя налоговой декларации или расчета, для разблокировки нужно представить такую отчетность. Не позднее следующего рабочего дня после представления отчетности налоговый орган примет решение об отмене блокировки.
Также ФНС России указывает, что разблокировать счет можно в специальном сервисе «Оперативная помощь: разблокировка счета». Им могут воспользоваться предприниматели, не имеющие личного кабинета налогоплательщика. Сервис позволяет оперативно связаться с оператором Центра помощи по реабилитации счета. В течение суток по телефону, указанному в электронном сообщении налогоплательщика, будет предоставлена информация о текущем статусе решения о приостановлении счета и возможностях для его отмены.