Бедность в России: не можешь справиться — включай статистику — новости экономики

Источник: ВШЭВ России 9 млн человек живут на доход ниже прожиточного минимума. О «нелюдоедских» инструментах сокращения бедности и основных рисках для стариков и семей с детьми в интервью «Газете.Ru» рассказала проректор Высшей школы экономики Лилия Овчарова.Самые бедные — семьи с детьми— Кого сейчас в России можно считать бедным?— Есть официальное определение бедности в России — это граждане с душевым доходом ниже прожиточного минимума. Сейчас это порядка 11 тыс. рублей на человека.— Насколько реалистичен план по сокращению официальной бедности в 2 раза?— Сейчас порядка 13% населения или 9 млн человек имеют доходы ниже прожиточного минимума, это значит, что мы должны выйти на уровень бедности 6,5%, не меняя прожиточный минимум.— И если эти цифры в итоге мы получим, то…— Побороть бедность нельзя. Можно побороть только какие-то отдельные формы ее проявления. Но когда вы добьетесь исчезновения одной формы проявления бедности, например, голода, на ее смену обязательно придет другая.— У меня сложилось впечатление, что майский указ будет достаточно легко реализовать, если заморозить прожиточный минимум, например. Возможны и иные манипуляции цифрами.Это не легко решается. Но соглашусь с тем, что цифрами можно манипулировать и это один из распространенных способов достижения результатов в нашей стране. Когда не можешь добиться реального результата — включай статистику.По действующему законодательству, мы раз в 5 лет должны прожиточный минимум пересматривать.Когда наступил очередной раз в прошлом году, прожиточный минимум не пересмотрели, мы его заморозили, отложили пересмотр до 2019 года.— И какие должны быть включены механизмы?— Есть 2 доступных «нелюдоедских» инструмента, которыми можно сокращать бедность: за счет экономического роста и за счет социальных выплат. Есть еще такие эффекты, которые замечены в странах, где идут боевые действия, где сокращается численность населения, тоже сокращается бедность, но это не тот путь, к которому надо бы присматриваться.— Очень хочется надеяться.— Поэтому либо экономический рост, либо социальная политика, либо и то и другое вместе. Должны быть инструменты социальной политики, которых в национальном проекте по демографии недостаточно. Например, пособие, которое выплачивается, когда рождается первый ребенок в бедной семье. Есть еще пособия многодетным семьям. В совокупности все эти меры максимум позволят сократить бедность на 1%.— Как набрать остальные проценты?— Чтобы отвечать на этот вопрос, надо посмотреть где концентрируется бедность и у кого максимальные риски бедности. Порядка 70% бедных домашних хозяйств — это домашние хозяйства, где есть дети. Именно туда надо направлять меры социальной политики.Первое — это нужно разрешить бедным семьям использовать материнский капитал на текущее потребление.Потому что все исследования говорят о том, что если владельцем материнского капитала является бедная семья, то в первую очередь их волнует, как накормить детей, как одеть, и уже во вторую очередь их волнуют жилищные условия. Более того, даже если они живут в очень плохих жилищных условиях, то ресурсов материнского капитала не хватает, чтобы их улучшить.«Но тогда они пропьют эти деньги»— Фактически вы предлагаете семьям с детьми потратить средства маткапитала на свое усмотрение, то есть на одежду, еду, телевизор и т. д?— Я бы не сказала, что на свое усмотрение. Но если семье не хватает денег на то, чтобы накормить детей и государство не дает этих денег через другие инструменты, значит нужно разрешить использовать на это материнский капитал.Потому что дети, которые питаются плохо, это самое худшее, что может быть в развитии страны. Питание в первые 10 лет жизни определяет потенциал здоровья и развития ребенка.— Можно-ли ожидать, что в 2020-м году или в последующее время семьям дадут право шире использовать материнский капитал на свои нужды? Без ограничений, которые власть изначально выставляла?— Уровень непонимания 10 лет назад и сейчас намного сократился. Есть уже первая ласточка на этот счет — принято решение, для детей, которые вторые и родились после 1 января 2017 года, можно будет использовать материнский капитал на текущее потребление, если они живут в бедности. Мне не очень понятна эта дифференциация — чем дети, рожденные после 2017 года отличаются от детей, рожденных в 2016 и 2015-м? Если семье не на что кормить детей, она все равно будет искать возможность как использовать любые ресурсы. Если в интернете набрать «материнский капитал», то первое что выскакивает — как его обналичить. Зачем мы выстраиваем этот барьер, понимая, что семье деньги нужны? Я очень часто слышу такое возражение — «тогда пропьют».Историю про «пропьют» и «украдут» можно применить к любому расходу в нашей стране.У нас много воруют денег, когда строят дороги, например. Это не значит, что их не нужно строить. Согласно нашим исследованиям, 73−75% ресурсов материнского капитала идут по назначению. Там, где растут дети, семьи ведут себя рационально.— Какие еще механизмы можно задействовать для борьбы с бедностью?— Мы считаем, что в нашей стране пора запускать программы поддержки, действующие на основе социального контракта.Примерно в 1,5 млн российских семей с детьми есть один неработающий родитель. Это распространено не только среди многодетных семей, но и там, где один-два ребенка.Семье ставятся условия. Допустим: вы регистрируетесь на бирже труда, устраиваетесь на работу, а мы вам дополнительно платим еще пособие. Потому что, наверное, на той работе, на которую вы устроитесь, зарплата будет не очень высокая.— Такое предложение востребовано?— Пока этому пытается воспротивиться служба занятости. Они считают, что очень трудно устроить этих людей на работу.— Можно в деньгах уточнить? Допустим, мать устроилась на низкооплачиваемую работу нянечкой. Чтобы этот механизм стал рабочим и востребованным, сколько государство должно доплачивать ей?— Есть такой минимальный ориентир для заработков, чтобы семьи с детьми могли воспитывать детей, им нужно давать ресурсы, необходимые хотя бы для базового потребления. А базовое потребление — это еда, жилье, одежда. Мы предполагаем, что образование и здравоохранение будет за счет общественных фондов.Чтобы давать базовое потребление, минимальная заработная плата должна быть полтора прожиточных минимума.— Какими должны быть расходы госбюджета, чтобы все реализовать?— Когда мы говорим о сокращении расходов бюджета, мы должны перейти к другому критерию бедности — не численность бедного населения, а к дефициту дохода бедного населения. Это сколько семьям не хватает денег, чтобы достичь дохода прожиточного минимума. Сегодня это 0,8% ВВП. Если мы сокращаем бедность в 2 раза, значит это 0,4%ВВП. Но 0,2% приходят с рынка за счет инструмента социального контракта. Поэтому ответ на ваш вопрос — 0,2% ВВП.— Мы говорили о сокращении бедности, исходя из официальных позиций. Cколько в России реально бедных, если считать по-честному?— Мы говорили об объективных критериях бедности, а бедность, как и понятие неравенства — это понятие субъективное.Я вспоминаю выступления наших чиновников, которые иногда выходя на трибуну, говорят о том — «А вы знаете, что пенсионеры не бедные?» И мы видим реакцию населения на это.С одной стороны, чиновники правы, потому что самые низкие риски бедности сегодня у пожилых. Они это меряют по действующему прожиточному минимуму. С другой стороны, если мерить бедность по инструменту «метод лишений или субъективная бедность», куда «зашита» недоступность медицинских услуг и лекарственного обеспечения, то самые высокие риски как раз в семьях пожилых.Если мы оцениваем людей, которые не могут себе позволить рациональные нормы потребления, уровень бедности вырастет до 20%.Сегодня порядка 15−17 млн людей живет по прожиточному минимуму. И именно эти люди должны стать в первую очередь приоритетной группой для социальной поддержки. Это бедность, которая не дает ресурсов для выживания людям.Читайте также: