Банкам достанется за гнобление клиентов при соблюдении «антиотмывки» — новости налоги

© anekdotov.net

Банки не дают клиентам из «черного списка» информацию о причинах отказов, закрывают интернет-банк без истребования документов и обезьянничают, если клиенту отказал другой банк. ЦБ исправит ситуацию, пригрозив проверять эти аспекты в ходе надзора. Уже работает межведомственная комиссия по обелению банковских клиентов из «черных» списков – тех, котму было отказано в проведении операции или в наличии договора счета.

Почти год назад вступила в силу статья 1 закона 470-ФЗ, представляющая наибольший интерес для очерненных клиентов, прописавшая механизм их реабилитации после лишения обслуживания. Финансовые организации (включая банки) должны уведомлять клиентов не только об отказах, но и об их причинах. Клиент с учетом полученной информации вправе опротестовать решение, и если банк после этого не обелил клиента, последний может обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ.

Однако ЦБ констатирует: банки предоставлять информацию боятся. Возможно, потому, что негласность – это общий принцип противодействия отмыванию и финансированию терроризма. Но ЦБ разъяснил: тут ситуация иная. Закон предоставляет очерненным клиентам определенные права, и банк не вправе их нарушать. Детали того, как следует поступать банкам, ЦБ разъяснял  в прошлом году, но банки все равно проявляют вольнодумство.

Второй «косяк» банков – внезапное без предупреждения и даже без истребования нужных документов блокирование дистанционного банковского обслуживания. Жалобы на это тоже поступают в комиссию. Банки должны информировать клиентов о причинах и создавать условия для того, чтобы клиент, со своей стороны, мог доказать банку, что «не верблюд».

И третье – что уже превратилось в «грабли» (потому что и об этом ЦБ ранее уже говорил) – банки отказывают клиенту только потому, что ему не повезло с другим банком. ЦБ разъясняет, что этот факт – отказ со стороны другого банка – должен рассматриваться лишь вкупе с другими подозрительными факторами, но никак не самостоятельная причина для отказа клиенту в операции или в обслуживании.

Чтобы нынешние советы наконец дошли до сознания трусливых банкиров-перестраховщиков, ЦБ пригрозил им новой страшилкой – все три названные темы будут входить в комплекс надзорных мероприятий. Так что банки будут вынуждены соблюдать закон, чтобы не нарваться на наприятности от ЦБ (методрекомендации от 22.02.2019 № 5-МР).